Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

Адаптация десятиклассников: советы родителям

Дата: 3 ноября 2019 в 16:27
396 просмотров

Что же такое «адаптация»?  Существует несколько определений данного понятия.

Адаптация (позднелат. adaptatio — прилаживание, приспособление, от лат. adapto — приспособляю), процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды.

Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический.

Школьная социально-психологическая адаптация – активный, многосторонний процесс, который включает в себя формирование способов, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новым для школьника окружением.

Необходимость адаптации обычно возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У  десятиклассников изменилось как социальное окружение (новый состав класса и учителей), так и система деятельности (новая учебная ситуация). А ситуация новизны всегда тревожна. Школьник переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.

Цель адаптационного периода — помочь ребятам познакомиться друг с другом, с новой учебной ситуацией. Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы — главная задача адаптационного периода десятиклассников.

Основные задачи, стоящие перед педагогами и родителями в адаптационный период:

  • помочь принять позиции «ученик-старшеклассник»;
  • помочь принять новичков в коллектив;
  • помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника;
  • организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

С адаптацией сталкиваются не только педагогические работники, но и родители в первую очередь! Понаблюдайте за ребёнком. Не появилось ли у него стойкое нежелание посещать школу, не старается ли он отделиться от всех и вся, не испытывает ли он чувства тревожности и опасений за то, что сделал не тот выбор?

При переходе в десятый класс каждый ребёнок сталкивается со многими новыми для него фактами. А ситуация   новизны всегда тревожна. Школьник переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое напряжение, будучи достаточно длительным,  может привести к тому, что именуется  школьной дезадаптацией. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение.

Для изучения данной ситуации в 10 классе нами были проведены необходимые наблюдения, личные беседы, а также анкетирование родителей и учащихся (Результаты)

Какие особенности необходимо учитывать родителям взрослых школьников, десятиклассников? Во-первых, часть детей (видимо, все же небольшая) уже определилась со своими профессиональными предпочтениями, хотя психологи обращают особое внимание на тот факт, что выбор профессии – это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода. По словам Ф. Райса, этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Однако старшеклассники делают этот выбор не всегда осознанно и зачастую принимают решение о предпочитаемой области будущей трудовой деятельности под влиянием момента. Следовательно, они явно дифференцируют предметы на «полезные» и «ненужные», что вызывает игнорирование последних. Если это так, попробуйте внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помогите углубить ребенку свои знания в ней, обязательно найдите возможность познакомить ребенка с привлекательной профессией – а вдруг он ошибся с выбором? Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за «мимолетное увлечение».

             Другой особенностью старших подростков становится возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать родителей. Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети пошли учиться дальше, получить высшее образование. Но немногие задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют общеучебные навыки, умеет ли он учиться? Чрезмерная акцентуация на объеме приобретаемых знаний, а не на способе их получения может привести к тому, что после поступления в вуз для ребенка это и станет главной трудностью. Поэтому постарайтесь пронаблюдать: умеет ли будущий абитуриент конспектировать, владеет ли элементарными умениями по оформлению письменных работ, написанию реферата. Если есть возможность, обучите его работе в сети Интернет, познакомьте с различными информационными технологиями. Все это окажется для него очень полезным в будущем.

             Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход родителям зачастую запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.

А Вашему ребенку необходима Ваша поддержка. Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, психологи рекомендуют:

1.      Опираться на сильные стороны ребенка.

2.      Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3.      Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4.      Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5.      Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6.      Проводить больше времени с ребенком.

7.      Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8.      Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9.      Уметь взаимодействовать с ребенком.

10.  Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11.  Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12.   Принимать индивидуальность ребенка.

13.  Проявлять веру в ребенка, симпатию к нему.

14.  Демонстрировать оптимизм.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ: 

  • Относитесь к детям соответственно их возрасту (учитывать уязвимость и противоречивость формирующегося образа «Я», стремление к самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной сферы).
  • Способствуйте формированию у старшеклассников потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей.
  • Оказывайте поддержку при формировании у старшеклассников качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа.
  • Способствуйте формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии.
  • Учитывайте возросшую потребность юношеского возраста к дружескому и интимному общению (Терпимо и безревностно относитесь к встречам ребенка с друзьями, особенно противоположного пола. Помните, вы тоже были молодыми).
  • Не следует умалять важность чувств старших подростков на данном возрастном этапе, им свойственно переоценивать значимость внутренних психологических проблем.
  • Попробуйте помочь, но не используйте фразы типа: «Толи еще будет», «Разве это проблема», «В жизни и не такое бывает».
  • Сохраняйте чувство юмора и оптимизма при общении со старшим подростком.
  • Не требуйте полной откровенности ребенка, он имеет право на свои секреты.
  • При сложности в живом общении желании узнать, чем живет ребенок, попробуйте пообщаться с ним через ICQ, www.vkontakte.ru, СМС-ки т.д. Не используйте полученную информацию и секреты ребенка ему во вред, особенно во время конфликтов.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.