Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

Родителям: ищем таланты

Дата: 19 ноября в 11:00, Обновлено 19 ноября в 13:18
Автор: Ерохо О. Н.

Для Вас, родители !

Одарённость – уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. 

Одарённые дети – дети, обнаруживающие общую или специальную одарённость – к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережения сверстников при прочих равных условиях. 

Дарование – то же, что талант: 1) выдающиеся врождённые качества, особые природные данные; 2) высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О таланте следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. 

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. 

Креативность (от лат. – созидание) - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. 

Характеристика одарённых детей (предложил К.Тэкэкс)

Одарённость проявляется в опережающем развитии и физических данных. 

Опережающее познавательное развитие: 
- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее. 
- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении. 
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её. 
- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова. 
- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ. 
- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, сто может повлиять на их прогресс в чтении. 
- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи. 
- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по ислам. Он нуждается в поддержке и помощи. 

Психосоциальная чувствительность: 
- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание. 
- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим. 
- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей. 
- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. 
- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты. 
- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих. 
- эгоцентризм, как и у обычных детей. 
- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками. 

Физические характеристики: 
- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного. 
- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность. 
- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске). 

Внимательно относясь к особенностям одарённого ребёнка, педагоги и родители смогут понять их и стимулировать все аспекты их развития. 

Проблемы одарённых детей

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляются оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одарённого ребёнка. Нарушения в поведении одарённых детей могут появится потому, что учебный план не соответствует их способностям. 

2. Игровые интересы. Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя. 

3. Конформность. Одарённые дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными. 

4. Погружение в философские проблемы. Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребёнка. 

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одарённые дети часто предпочитаю общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за того им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии. 

6. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано. 

7. Ощущение неудовлетворённости. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей достичь совершенства во всём, чем они занимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворенны, отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка. 

8. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям. 

9. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. 

10. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 

11. Нетерпимость. Одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. 

Как помочь раскрытию дарования

Как предпочтительнее относится к ребёнку, если мы действительно заинтересованы в раскрытии его дарования, способностей? 

Н.Роджерс в соответствии с принципами гуманистической психологии предлагает настроиться следующим образом: 

1. Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли. Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль, радость. 

2. Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе. 

3. Я буду не соглашаться с тобой, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой). 

4. Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду толкать тебя силой. 

5. Я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой; временами я совершаю ошибки, поступаю так, как бы мне не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях я скажу об этом тебе прямо, скажу “прости”. 

Принимая эти советы и стараясь им следовать, вы быстрее будете находить решение ваших проблем с детьми. 

О талантах ребёнка: как их узнать?

Ваш ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из семи областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важном деле может тест-анкета, разработанная учёными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом. 

Ребёнок имеет музыкальный талант, если:

1 - любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку; 
2 - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
3 - сочиняет свои собственные мелодии; 
4 - научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте; 
5 - если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также своё настроение. 

У ребёнка незаурядный интеллект, если он:

1 - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей; 
2 - обладает хорошей памятью; 
3 - легко и быстро схватывает новый школьный материал; 
4 - задаёт очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов; 
5 - любит читать книги, причём по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную; 
6 - обгоняет своих сверстников по учёбе, причём не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно; 
7 - гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно; 
8 - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив; 
9 - очень восприимчив, наблюдателен, быстро, и не обязательно остро, реагирует на всё новое и неожиданное в жизни. 

У ребёнка литературное дарование, если:

1 - рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль; 
2 - любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причём придаёт событию что-то новое и необычное; 
3 - выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета; 
4 - изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными; 
5 - любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни. 

Художественные способности ребёнка могут проявиться в том, что он:

1 - не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения; 
2 - в своих рисунках и картинах отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося; 
3 - серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж; 
4 - когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; 
5 - стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное; 
6 - не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причём может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы. 

У ребёнка спортивный талант, если:

1 - он энергичен и всё время хочет двигаться; 
2 - он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек; 
3 - он почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре; 
4 - не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками; 
5 - лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно; 
6 - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню; 
7 - кажется, что он никогда всерьёз не устаёт; 
8 - неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает. 

Артистический талант проявится у ребёнка тем, что он:

1 - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями; 
2 - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает; 
3 - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает; 
4 - с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрителями были взрослые; 
5 - с удивляющей вас лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения; 
6 - пластичен и открыт всему новому; 
7 - любит и понимает значение красивой или характерной одежды. 

У ребёнка технические способности, если он:

1 - интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами; 
2 - любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру; 
3 - сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов; 
4 - может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения; 
5 - любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов; 
6 - интересуется специальной, даже взрослой технической литературой. 

Познакомившись с этими «признаками опознания» таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех семи описаниях талантов. Если какая-то характеристика особенно подходит вашему ребёнку, ставьте ему пять баллов, если она выражена только хорошо – четыре балла, ну и так далее. (Но не ставьте оценку ниже двух баллов!) 

Затем суммируйте баллы внутри каждой из семи анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь). 

Таким образом, вы сможете установить наиболее выраженную одарённость вашего ребёнка.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.