Неделя русского языка и литературы
С 15.10.2018 г. по 20.10.2018 г. в учреждении будут проводится мероприятия в рамках предметной Недели русского языка и литературы. Всех учащихся школы и родителей приглашаем принять участие. Для 9-11 классов подготовлены задания дистанционной олимпиады.
План
проведения Недели русского языка и литературы
в ГУО «Средняя школа № 7 г.Витебска»
с 15.10.2018 по 20.10.2018
№ |
Мероприятие |
Время и место проведения |
Ответственные |
1. |
Открытие Недели русского языка и литературы «МАМА – первое слово» (анонс мероприятий) |
15.10.2018 |
Жук Е.Н., Трутченкова Н.Г., Пушкарёва О.Л. |
2. |
Литературный квест «Писатели о мамах» |
15.10-19.10 |
Жук Е.Н., Трутченкова Н.Г., Пушкарёва О.Л. |
3. |
Выставка-конкурс экспозиций «Мамы великих писателей», «Знакомый ваш – Сергей Есенин», «Ивану Тургеневу посвящается…» |
15.10-19.10 |
Жук Е.Н., Трутченкова Н.Г., Пушкарёва О.Л. |
4. |
Конкурсная программа «Что за прелесть эти сказки…» |
20.10 09.00 ( 4-6 кл.) Каб.14 |
Жук Е.Н., Пушкарёва О.Л. |
5. |
Открытый урок-презентация в 11 классе «Стихи мои! Спокойно расскажите про жизнь мою…» |
19.10 2-й урок Каб. 24 |
Пушкарёва О.Л. |
6. |
Дистанционная олимпиада «Занимательная грамматика» |
15.10-19.10 |
Жук Е.Н. |
7. |
Интерактивная викторина «Своя игра», закрытие Недели русского языка, подведение итогов |
20.10 10.00 Каб.33 |
Трутченкова Н.Г., Пушкарёва О.Л. |
Уважаемые ученики!
Приглашаем вас принять участие в дистанционной олимпиаде по русскому языку, правильные ответы принимаются учителями русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 7 г. Витебска».
Занимательная грамматика
Задание 1
Выясните, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания в каждом нижеуказанном случае.
А. Анатомическо-арифметический парадокс.
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
Б. Рогатый скот?!
В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
В. Охотники и рябчики.
Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
Г. Солнце блеяло?!
Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.
Д. Скамейка ждала подругу?
Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
Е. Кто же пришел?
– Все ли здесь?
– Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Костя, Дима, Настя, еще не пришли.
Задание 2
Объясните, что является «неподвижною, немою» – бахрома или жизнь. Выясните, что указывает на правильность смысла предложения.
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(Ф.Тютчев)
Задание 3
Выясните, что изменится, если зачеркнуть первую запятую в помещенном отрывке из произведения А.С. Пушкина.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стая галок на крестах.
Задание 4
Выясните, нужна ли запятая в предложениях, помещенных ниже.
1. В качестве охотника(,) посещая Жиздринский уезд, сошелся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком Полутыкиным. (И.С. Тургенев)
2. Князь Андрей, стоя несколько позади, вглядывался в них(,) и, желая попросить зрительную трубу у адъютанта, обратился к нему. (Л.Н. Толстой)
3. Шумят и пенятся валы, и надо мной кричат орлы(,) и ропщет бор. (А.С. Пушкин)
4. Ты внемлешь грохоту громов, и гласу бури и валов, и крику сельских пастухов(,) и шлешь ответ. (А.С. Пушкин)
5. Неожиданно сверкнула молния(,) и загремел гром.
Задание 5
ЗАБАВНАЯ ОШИБКА
В.Вересаев рассказывает в своих «Воспоминаниях»: «Знал я наизусть и “Бородино”. Одну из строф читал так:
Мы долго молча отступали.
Досадно было, – боя ждали.
Ворчали старики:
“Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры?
О, русские штыки!”».
Вспомните, как это сказано у М.Ю. Лермонтова. Какой смысл получается, если читать так, как рассказывал В.В. Вересаев?
Задание 6
Толковые словари современного русского языка указывают около тридцати значений слова «идти». А в скольких значениях употреблен данный глагол в стихотворной шутке А. Иванова? Охарактеризуйте эти значения и проиллюстрируйте примерами из текста.
Человек по улице идёт. Человек идёт, И снег идёт.
Дождь идёт.
И кинофильм идёт.
Рыжий кот по улице идёт.
А навстречу женщина идёт, Шубка этой женщине идёт.
Задание 7
Несколько русских фразеологизмов представляют собой словосочетание, где в качестве главного слова выступает глагол ʼвзятьʽ.
Восстановите следующие выражения по их лексическим значениям:
- «внезапно, неожиданно застигнуть кого-либо»;
- «хорошо понять, уяснить»;
- устар. «жениться на ком-либо»;
- устар. «салютовать кому-либо особым ружейным приёмом»;
- устар. «принять, приютить; согласиться воспитывать и обеспечивать кого-либо»;
- устар. «измениться, прикидываясь другим»;
- «предельно беден, ничего не имеет»;
- «приветствовать по-военному, приложив руку к козырьку»;
- «начать двигаться сразу с большой скоростью, без разгона»;
- О ничего не стоящем, глупом, легкомысленном или ненормальном человеке.
Задание 8
Как известно, некоторые орфографические ошибки обусловлены неправильным произношением. Найдите и исправьте такие ошибки в следующем тексте.
Нервопатолог лечил пациентов игловкалыванием, укладывая их на диван, обитый дерматином. На стене висели живописные картины с экзотическими животными, среди которых особенно выделялся дикообраз. Всё было хорошо, пока не произошел беспрецендентныйинциндент, который мог скомпроментировать успешную и конкурентноспособную клинику. Выйдя после сеанса, один из пациентов подскользнулся и едва не упал на асвальт. Это была чрезвычайная ситуация, в которой нужно было скурпулёзно разобраться.
Задание 9
Подбирая названия к своим произведениям, авторы, естественно, стремятся найти наиболее точные и яркие. Нередко они делают это столь удачно, что названия литературных и иных произведений сами становятся устойчивыми образными выражениями. Назовите произведения, о которых идет речь.
- Название этого произведения Н.В. Гоголя используют, когда хотят сказать о тех, кто фиктивно где-либо числится, или о тех, кто не приносит никакой пользы обществу.
- Чтобы образно назвать жизненный опыт, испытания, пережитые человеком, пройденную им школу жизни, нередко вспоминают повесть М. Горького.
- Для характеристики трусливого, боящегося всего нового, прячущегося от реальной жизни человека употребляют выражение, появившееся благодаря хрестоматийному рассказу А.П. Чехова.
- В 1863 году Н.А. Некрасов написал стихотворение, заглавие которого позднее стало употребляться как характеристика слабовольного человека, живущего благородными порывами, но не способного к длительной борьбе.
- Название классической русской комедии, созданной в последней четверти XVIII, современники первоначально понимали в том значении, которое было характерно для их эпохи. Сегодня об историческом значении вспомнят далеко не все, хотя именно так часто называют бестолкового или недоучившегося юношу.
Задание 10
Назовите знак препинания, о котором идет речь.
Судьба <…> в русской пунктуации тоже очень интересна: появившись только во второй половине XVIII в., позже других знаков (в «Российской грамматике М. В. Ломоносова ещё не отмечается), <…> завоёвывает важные позиции в пунктуационной системе.
Применение этого знака имеет очень широкий диапазон, Прежде всего, этот знак многофункционален: <…> выполняет функции и структурные, и смысловые, и экспрессивные. В настоящее время ведет себя явно наступательно по отношению к другим знакам…
В современной печати <…> применяется широко, что свидетельствует об определенной универсализации этого знака.