Занятие с элементами тренинга « Молодежь против насилия»
09.10.2023 с учащимися 10-11 классов было проведено занятие с элементами тренинга « Молодежь против насилия»
Цель:провести профилактическую и разъяснительную работу по проблемам противоправного поведения в социуме; уточнить понятия «насилие», «агрессивность», «жестокость», причины их возникновения и способы преодоления; учить владеть собой, контролировать свое поведение; воспитывать позитивные моральные и волевые черты характера.
Материалы:зеркальца, плакаты, компьютерное оборудование для показа презентаций и фильмов, магнитофон с музыкальной записью, принадлежности для рисования, наглядный инвентарь для упражнений, бланки анкеты.
Ход занятия
Организационная часть
Сообщение темы и цели. Вступительное слово.
Каждому человеку хочется, чтобы его окружали добрые люди, которые уважают себя и других, чтобы не нужно было бояться выйти на улицу поздно вечером, закрываться железными дверями и замками, ставить решетки на окна, чтобы, встретив на улице незнакомого человека, не нужно было бояться, что он может сделать тебе что-то плохое. Но жестокость, агрессия и насилие существовали всегда и существуют сейчас.
Вопрос о том, почему происходят преступления и проступки людей, изучают уже давно. Одни исследователи считают, что все зависит от индивидуальных черт (строения черепа, своеобразной внешности), другие убеждены, что насилие прямо связано с возрастом (молодые люди, подростки не осознают серьезности своих действий и поступков), третьи – считают, что все зависит от воспитания, от безвыходности, тяжелой жизни.
Насилие случается почти везде. Начиная с семьи, распространяется в учебных заведениях, на улице, в организациях и учреждениях. Поэтому сегодня я предлагаю хотя бы на мгновение остановиться и подумать: почему оно возникает, каким бывает и как его предупредить.
Жестокость и агрессивность –
это плод злого ума и часто –
трусливого сердца.
Л. Ариосто
3. Игра «Цепная реакция».
Давайте сейчас почувствуем друг друга и научимся доверять друг другу, подставлять руку, поддерживать. Для этого возьмемся за руки, подумаем о чем-нибудь хорошем и легонько пожмем руку соседу слева. И так передадим пожатие по кругу. Последний скажет: «Ап!». Теперь в другую сторону. А теперь начнем одновременно с двух сторон.
4. Игра «Отражение».
Приятно чувствовать дружескую поддержку, добрые мысли, видеть милые лица. Но часто мы видим совсем другую картину: на лице – гнев, в голове – злость, в душе – агрессию. Давайте посмотрим на себя в разные минуты жизни. Возьмите зеркальце, посмотрите на себя спокойного, а теперь нахмурьтесь, улыбнитесь, погрозите себе. Какие чувства вы испытали?
5. Упражнение «Невод»
Давайте подумаем и составим список своих «нелучших» качеств, напишем на листочках одно из них, которое больше всего мешает вам в общении. Я пройду с «неводом», соберу все записки и «утоплю» их в «озере». Пусть с этих пор ничто вам не мешает.
6. Теоретический блок.
Вашим домашним заданием было найти в словарях или в литературе определения понятий. Вы разделились на три группы и у каждой группы было свое задание. Давайте послушаем вас.
1 группа.
Агрессия (лат. aggressio - нападение) - поведение или форма отношений, наносящее ущерб объектам нападения. В психологии - умышленное причинение вреда иным лицам (или себе).
Агресси́вность (лат. aggressio — нападать) — устойчивое эмоциональное состояние, которое проявляется в гневе, злобе, раздраженности.
Агрессия – поведение, агрессивность – состояние, вестник агрессии.
2 группа
Насилие — воздействие без добровольного согласия в отношении человека или группы. Степень насилия измеряется тяжестью причиненного жертве ущерба.
Виды насилия: пренебрежение, психологическое, физическое, сексуальное, экономическое.
3 группа
Жестокость — это поведение, выражающееся в получении удовольствия от осознанного причинения страданий живому существу.
Причины жестокости. Учёные-психологи отмечают, что обычно жестокие люди — психически нездоровы. Обычно это отклонение вызывается травмами в психике (после критического момента, долгого жестокого обращения, из-за психической травмы, употребления наркотика). Также психологи отмечают, что жестокости способствует длительный просмотр видеозаписей с насилием (боевики, уличные драки и так далее); прослушивание аудиозаписей с тяжёлой музыкой, которая воздействует на психику; «непосредственное» участие в насилии через компьютерные видеоигры или занятия единоборством.
7. Анкета для определения агрессивности.
Каждый человек иногда бывает агрессивным. Главное, знать меру, уметь останавливаться, контролировать свое поведение. Давайте проверим свой уровень развития агрессивности.
Анкета для определения агрессивности
(«Агресивна дитина: як їй допомогти?» О.А.Атемасова,Бібліотека шкільного психолога, Х.: в-во «Ранок» 2010)
Злой дух иногда вселяется в меня.
Не могу смолчать, если чем-то недоволен.
Если кто-то обидит, обязательно посчитаюсь с ним.
Иногда хочу что-то сломать, разбить, разорвать.
Иногда так настаиваю на своем, что окружающие люди теряют терпение.
В ответ на обычные распоряжения стремлюсь сделать все наоборот.
Я сварливый.
Люблю быть первым: верховодить, подчинять других.
Легко ссорюсь.
Не отступаю от своих принципов, не уступаю в споре.
За каждый утвердительный ответ насчитывается 1 балл.
Шкала оценивания: 8-10 баллов – высокая агрессивность; 4-7 баллов – средняя; 1-3 балла – низкая.
8. Творческое задание.
Каждая группа готовила творческое задание «Мы против!..»
1 группа представляет собственную презентацию притчи «Гнев»
Один ученик подошел к учителю со словами:
Мастер, у меня неуправляемый нрав. Как я могу избавиться от этого?
Ага! Давай, прояви свой характер, — сказал учитель, — его проявления волшебны!
Я не могу сделать этого просто в настоящий момент, — ответил ученик.
Ну, хорошо, потом, — тонко улыбнулся учитель. — Покажи его мне, когда сможешь.
Но я не смогу принести его тебе сразу, как что-то случится, — запротестовал ученик. — Это всегда случается неожиданно, и пока я дойду до тебя, все пройдет.
Тогда это не может быть неотъемлемой частью твоей натуры. Если бы было так, то ты мог бы показать это мне в любое мгновение. Когда ты родился, ты не имел этого. То есть это пришло к тебе извне. Я советую тебе каждый раз, когда такое состояние охватывает тебя, бить себя палкой, пока твой нрав не выдержит и не убежит прочь, — улыбаясь, закончил учитель.
2 группа инсценирует «Притчу-блюз»
Жил парень с ужасным характером. Однажды отец дал ему мешок с гвоздями и сказал по одному забивать их в забор всякий раз, когда парень потеряет терпение и поссорится с кем-то.
В первый день парень забил 37 гвоздей. Впоследствии он научился владеть собой, и число забитых гвоздей ежедневно уменьшалось. Юноша понял, что легче научиться сдерживать свои эмоции, чем забивать гвозди. Наконец настал день, когда он не забил ни одного гвоздя. Сын подошел к отцу и сказал об этом. Тот приказал сыну извлекать из забора по одному гвоздю в те дни, когда он не потеряет самоконтроля и ни с кем не поссорится.
Проходили дни, и впоследствии сын смог сказать отцу, что в заборе не осталось ни одного гвоздя. Отец подвел сына к ограде: «Ты хорошо поступаешь, сынок, но посмотри, сколько дырок осталось … Ограда уже никогда не будет такой, как прежде ...». Когда говоришь человеку что-то злое, плохое, остается след. И неважно сколько раз ты потом извиняешься – шрам остается навсегда.
3 группа нашла короткометражный фильм «Будь человеком».
9. Памятка «Конструктивные способы преодоления агрессивности».
Выполняй физические упражнения (бег, гимнастика, аэробика)
Занимайся силовыми видами спорта
Тяжелый физический труд
Выплескивай злость на неживые предметы
Массажируй верхнюю часть спины для снятия напряжения
Выкричись без свидетелей, поговори о ситуации с близким для тебя человеком
Выскажись перед зеркалом
Напиши письмо, но не отсылай его
Измени вид деятельности, займись чем-то приятным
Начинай говорить со слов «я», «мне», а не «ты», «тебе»
Научись методам релаксации (расслабления) и медитации (сосредоточенности на одном предмете)
10. Подведение итогов.
Притча от учителя.
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину: «В середине каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк - зло, зависть, ревность, грусть, эгоизм, амбиции, ложь. Второй волк - добро, мир, любовь, надежда, любезность, истина, доброта, верность».
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на мгновение задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце концов побеждает?».
Лица старика коснулась едва заметная улыбка, и он ответил ...
(Пауза, ответы детей)
«Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или незримый крепкий след
В чужой душе на много лет?
11. Рефлексия. Упражнение «Озеро итогов»
- Какие упражнения тебе особенно понравились на уроке?
- Изменилось ли твое мнение после занятия?
- Что ты получил на занятии для себя?
Написать на «цветке» свое мнение по уроку или пожелание и опустить его в «озеро».
Список использованной литературы
Беркович Л. Агрессия; причины, последствия и контроль. – СПб, 2001.
Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психологического развития детей. – М.: Изд-во МГУ, 1990
Извард К.Э. Психология эмоций: Пер. с англ. – СПБ.: Изд-во «Питер», 2000
Интернет-ресурсы:www.psychologiya.com.ua,www.psytalk.spb.ru
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1992.